С одной стороны, его считают причастным к массовым чисткам в партии, «ленинградскому делу»… С другой – управление страной он начал с борьбы с культом личности, сокращения расходов на вооружение, улучшения жизни колхозников…
Македонские корни
Георгий Максимилианович Маленков родился в Оренбурге в начале прошлого века, в 1901-м. По отцу – дворянин, чей род шел от выходцев из Македонии, мать – дочь кузнеца. Дед счел этот брак мезальянсом и не признал его. Юноша окончил классическую гимназию в разгар боев за город между красными и белыми. Причем окончил на одни пятерки (единственная четверка была по немецкому). И сразу же записался в Красную армию. Там же он познакомился с будущей супругой – Валерией Голубцовой, библиотекарем в агитпоезде. Это была любовь на всю жизнь: они прожили душа в душу 68 лет, а когда жена умерла, он пережил ее всего на три месяца.
Супруга будущего главы правительства СССР была из семьи соратниц Ленина по первым марксистским кружкам: мать Валерии – младшая из сестер Невзоровых, одна из которых стала супругой Кржижановского, в 1920-е возглавившего комиссию ГОЭЛРО. «Энергетическая жилка» проявилась и у молодой пары: приехав в Москву, Георгий поступил в МВТУ на электротехнический факультет, а Валерия в 1934-м окончила Московский энергетический институт, а позже стала его ректором.
Чистки
В институте Маленков возглавил парторганизацию. В 1926-м исполнительного молодого человека заметили в ЦК, и он стал работать техническим секретарем в политбюро. В 1929-м был даже представлен Сталину. Так начался его взлет. К 32 годам он уже зав. отделом руководящих органов ЦК ВКП(б). Визитной карточкой Маленкова стала умелая работа с кадрами – поиск и выдвижение перспективных управленцев. Под его руководством была создана грандиозная картотека с данными о 2,5 млн членов партии и беспартийных специалистов. К 1937-му он стал одним из самых ценимых Сталиным партработников, его впустили в «ближний круг».
В период «охоты на ведьм» Маленков с Ежовым, Микояном, Кагановичем объехали по поручению Сталина 25 регионов страны, где был массовый террор, для проверки деятельности местных парторганизаций, НКВД, УНКВД и других госорганов. Одни исследователи указывают: по итогам работы этой комиссии арестовано более 150 тысяч человек. Другие – что кадровик Маленков стоял как бы в стороне от процесса. К последним относится и его сын Андрей. Он приводит такой аргумент: по материалам той поездки Маленков сделал доклад на пленуме ЦК «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии…» «Отец продолжил сбор данных о злоупотреблениях и безобразиях, творимых НКВД, – рассказывал его сын. – Все факты он изложил в письме к Сталину. Вождь вызвал его, спросил: «Действительно так думаете?» По сути, это был приговор Ежову, которого арестовали Маленков и Берия. В кабинете отца». Наверное, правда все же где-то посередине.
«Авиационное дело»
Во время войны Маленков – член Госкомитета обороны (ГКО). Выезжал на наиболее сложные участки фронта (так называемые маленковские комиссии). Далеко не все отчеты этих комиссий рассекречены. С лета 1943-го Маленков курировал военно-промышленный комплекс, производство самолетов и авиаоборудования. За успехи в этом после войны получил звание Героя Соцтруда. А весной 1946-го неожиданно было начато «авиационное дело». Его как куратора отрасли обвинили в систематических поставках бракованных самолетов на фронт.
Руководивший одно время Госархивом Рудольф Пихоя писал: хотя Маленкова и вывели из состава политбюро и лишили поста секретаря ЦК (зампредом Совмина он все же остался), а следователи МГБ начали выбивать против него показания, он уже осенью 1946-го сумел восстановить свои позиции в правительстве, а в 1948-м – в кремлевском руководстве. Кроме того, в журнале посещений кабинета Сталина записи о Маленкове и вовсе не прерываются. Возможное объяснение: все это время Маленков как руководитель различных спецкомитетов (скажем, по развитию ракетной техники) был засекречен. Отсюда и пробелы в его биографии.
«Ленинградское дело»
Тут тоже все неоднозначно. По одной версии, Маленков и Берия устроили репрессии против руководителей города на Неве из-за их возросшего влияния на Сталина после войны. С другой – его сын уверял: «В 1949-м в ЦК поступил сигнал о подтасовке выборов. Отец поехал разбираться – информация подтвердилась. Ленинградское руководство направлено на учебу. Все! Больше отец ничего не делал. Хотя до сих пор муссируется вопрос об участии Маленкова в судьбе секретаря организации Алексея Кузнецова, которого расстреляли. Но он был «человеком Маленкова». Они очень дружили, Кузнецов – единственный, кто мог позвонить отцу в любое время дня и ночи. И папа всячески пытался его спасти…»
Маленковская «оттепель»
На следующий день после смерти Сталина Маленков принимал товарищей по партии… в кабинете умершего вождя. И его сочли негласным преемником. А уже 10 марта 1953-го он заявил о недопустимости культа личности. Начал бороться с привилегиями, пытался ослабить партаппарат, давая больше власти правительству… Всем этим он, по сути, и подтолкнул к переходу чиновников на сторону Хрущева, возглавлявшего партию.
Новости по теме: В Германии и Австрии задержаны несколько человек, готовивших серию терактов в новогоднюю ночь в Кельнском соборе и в центре Вены
Маленков начал серьезные реформы в экономике – увеличил закупочные цены на продовольствие, в 2,5 раза уменьшил налог с колхозников, снизил потребительские цены и т.д. Сегодня многие экономисты уверяют: у СССР тогда появилась возможность пойти дорогой нынешних реформ Дэн Сяопина в Китае. Но не все было так уж гладко с этими реформами – на селе-то благосостояние росло (появилась даже присказка: «Пришел Маленков – наелись блинков»), а в городах – нехватка товаров и очереди. Такой дисбаланс не добавил популярности правительству. К тому же Хрущев оказался более искушен в бюрократических интригах.
Единственный неудачный бой Маленков попробовал дать сопернику в 1957-м, уже будучи лишь министром электростанций, но оставаясь зампредом Совмина – когда с Молотовым, Кагановичем и «примкнувшим к ним» Шепиловым (последний до смерти пытался оспорить этот обидный эпитет) попытался сместить Хрущева. «Антипартийной группе» это не удалось. Маленков был смещен со всех постов и отправлен в Казахстан… руководить ТЭЦ в Экибастузе. За 10 лет его работы ТЭЦ стала процветающей, были внедрены многие технические новинки. Там его помнят до сих пор, установлены мемориальные доски, проходят выставки, посвященные этому человеку… В 1961-м Маленкова исключили из КПСС. До последних своих дней в 1988-м он безуспешно писал просьбы генсекам восстановить его в партии.