Как передает корреспондент ДОФы, финансовая «пирамида» «Уралкалия», построенная владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным может оказаться в критической ситуации. Проблема в закредитованности в оформлении сделок с приобретение калийного гиганта.
Обрушить может все Сбербанк, который потребует возврата кредитов.
По условиям договора кредитования со Сбербанком Дмитрию Мазепину, а конкретнее его компании «Уралхим», нужно до конца сентября закрыть сделку по покупке 29% акций «Уралкалия» у второго держателя актива – белорусского бизнесмена Дмитрия Лобяка. Однако сделку еще не одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Вполне вероятно, что последняя ждет «отмашки» сверху, причем ситуация накаляется, как и нервы интересантов.
При этом, учитывая лоббистские возможности Мазепина и правительственные связи, шаткая ситуация на «Уралкалия» может быть рычагом давления на еще одного интересанта в калийном бизнесе. А именно президента Белоруссии Александра Лукашенко. Вполне вероятно, что Мазепин «шантажирует батьку», чтобы тот дал ему большую часть активов.
Новости по теме: Илон Маск за день потерял $14 миллиардов и вылетел из пятерки самых богатых людей мира
Расшибить белорусский лоб
Сейчас Дмитрий Лобяк владеет 53,6% акций «Уралкалия» через Rinsoco Trading Co Limited.
С одной стороны, с белорусским бизнесменом Дмитрием Лобяком Мазепин когда-то учился в Минском суворовском училище. Кроме того, поговаривали, что Лобяк работал на Мазепина, возглавляя одну из структур в Белоруссии – «Юрас Ойл».
С другой стороны, нельзя исключать, что бизнесмен работает в интересах белорусского президента Александра Лукашенко. Два мировых калийных гиганта «Беларуськалий» и «Уралкалий» давние партнеры, вместе продающие на Запад свой высокомаржинальный товар через общего трейдера Белорусскую калийную компанию БКК.
Часто они бывают недовольны друг другом. Например, руководство «Уралкалия» высказывалось критично на последние заключения договоров на поставку минеральных удобрений. Одним из характерных примеров были поставки продукции в Китай. Как писал РБК. компания Мазепина выступала против поставок калия $220 за тонну, вместо $290 годом ранее. Тогда же аналитик АКРА Максим Худалов замечаел, что «агрессивная ценовая политика БКК уже в прошлом году привела к потере «Уралкалием» доли на китайском и индийском рынках.
Вполне вероятно, что сейчас Дмитрий Мазепин использует как рычаг через российские правительственные структуры – ФАС. Александру Лукашенко сейчас не нужны очередные конфликты, особенно связанные с деньгами. А вот Дмитрий Мазепин заглядывается на активы Белоруссии, в том числе калийные, учитывая его бедственное положение в «Уралкалии».
Тем самым он может использовать давление «батьку» в том, чтобы тот передал ему большую часть активов от Лобяка. Тогда и политику калийную можно «качать», и деньги.
Кроме того, Мазепин уже пытался пролоббировать свои интересы вклиниваясь в белорусскую политику. Например, во время протестов в Белоруссии призывал российские власти не стоять в стороне и помочь урегулировать ситуацию с оппозицией. А также от имени российско-белорусского делового совета обращается к Лукашенко с просьбой угомонить протестующих. Тем самым вторгается в линию официальной политики невмешательства, которой придерживался Кремль.
Было даже предположение, что Мазепин был готов выслать сотрудников «Уралкалия» вместо протестующих работников «Беларуськалия». Тем самым Мазепин бы увеличил свое влияние в калийном бизнесе на белорусской стороне.
Финансовая пирамида из калия
Новости по теме: Банки не хотят одалживать правительству деньги и повышают курс доллара
Стоит отметить, что все сделки по приобретению «Уралкалия» проходили без каких-либо реальных денег, а только на одних кредитованиях.
В 2013 году Мазепин приобрел 20% акций ПАО «Уралкалий» через свой «Уралхим» на деньги ВТБ Групп, который выдал кредит на 4,5 млрд долларов.
В июле 2016 года Лобак купил 20% акций «Уралкалия» у ОНЭКСИМ Групп Михаила Прохорова. Сделку профинансировал Сбербанк России. Поручителем выступил тогда «Уралхим», сумма кредита называлась в 3,1 млрд долларов.
В конце декабря 2019 года «Уралхим» передал 20,3% предприятия в Сбербанк в качестве обеспечения нового кредита, в условиях которого была подробно записана последующая реорганизация «Уралкалия» с погашением выкупленных в рамках нескольких buyback квазиказначейских акций. Сбербанк дал ему тогда на рефинансирование 4 млрд.
Если сделка с Лобяком не состоится, то Сбербанк может потребовать свой кредит в 4 млрд долларов обратно.
Но даже если сделку одобряют, то чем будет платить Дмитрий Мазепин? Судя по политике введения бизнеса Мазепин вообще не планирует наращивать официальную прибыль, деньги одного из калийных гигантов просачиваются куда-то словно песок.
За первое полугодие 2020 года «Уралкалий» получил чистый убыток по МСФО в размере 11,5 млрд рублей против 54,4 млрд рублей в прошлом году, а выручка сократилась на 8%, до 92,8 млрд рублей. Стоит и вспомнить, что по итогам 2019 года «Уралхим» продемонстрировал 814 млн долларов чистой прибыли при долгосрочных обязательствах в размере 3,9 млрд долларов.
«Коммерсант» писал, что после закрытия сделки до 20% акций «Уралкалия» планируется разместить на бирже, используя площадки РФ и Азии. При этом пакет акций Дмитрия Лобяка оценивается в 3,2 млрд долларов.
Деньги явно Дмитрию Мазепину нужны, неужели он опять пойдет за очередным кредитом и рефинансированием? А выходит, что так, если только транш опять не будет «на словах»…
Заглянуть в «кошелек» Лукашенко?
Дмитрия Мазепина одно время называли «теневым кошельком» Лукашенко. Так, например, в СМИ были упоминания о том, что именно Мазепину Лукашенко доверил хранить свои иностранные капиталы. Например, издание Properm писало, что российские СМИ нашли связь между 3 млрд долларов, «зависшими» на Кипре, владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным и попытками белорусского президента назначить бизнесмена вице-премьером. При этом Лукашенко опроверг информацию.
Мазепин видно хорошо умеет «сливать» деньги. Вот, к примеру, до его приобретения с 2011 по 2013 годы включительно «Уралкалий» совместно с «Уралхимом» пополнили российский бюджет на 24,5 млрд рублей. И это только с налога на доход компаний. Позже за четыре года производители минеральных удобрений выплатили всего 13,5 млрд рублей государственных сборов. Но за это же время Мазепин умедрился увеличить свое состояние чуть ли не в шесть раз — 1,3 млрд долларов, по версии «Форбс».
Учитывая, что Александр Лукашенко хорошо знаком с подноготной Мазепина, у него есть явно свои аргументы, чтобы Мазепин поумерил пыл на калийные активы.
В свое время между ними уже пробегала «черная кошка». Были слухи о противостоянии заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктора Вегера и Мазепина. Поговаривали, что Вегера и организовал утечку информации в СМИ. В итоге были слухи о причастности Мазепина к ссоре России и Белоруссии, писал The Moscow Post.
Мазепину не в первой разыгрывать бизнес-сцены на политическом поле двух стран. Вполне вероятно, что и ФАС — дополнительный рычаг в продавливании своих интересов.