Поводом стало уголовное дело об организации в камерах, которые еще называют клетками, отделения «Арестантского уголовного единства» («А.У.Е.», организация запрещена в России) и финансирования ее экстремистской деятельности.
Уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности общественной организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) и ч. 1 ст. 282.3 УК РФ (финансирование экстремистской деятельности) было возбуждено управлением СКР по Восточному административному округу. Основанием для этого послужили материалы проверки, поступившие из городской прокуратуры.
В результате он установил, что «неустановленные лица, обладающие криминальным авторитетом» и содержащиеся в СИЗО №1 (улица Матросская Тишина, 18), не позднее июня 2020 года организовали ячейку «А.У.Е.», пропагандируя криминальный образ жизни и совершение противоправных действий в отношении сотрудников правоохранительных органов.
Несмотря на то, что организация в прошлом году была признана экстремистской по иску Генпрокуратуры, обратившейся в Верховный суд России, и запрещена, ее участники за решеткой продолжили свою незаконную деятельность. В том числе «путем дачи письменных и устных распоряжений о выполнении действий, направленных на соблюдение воровских и тюремных сводов правил (так называемых понятий), неукоснительное соблюдение "воровского кодекса", а также на пропаганду криминальных традиций, асоциального поведения, престижности совершения преступлений, ненависти, агрессии и насилия в отношении представителей правоохранительных органов и членов общества, не поддерживающих идеологию запрещенного движения».
Уже установлено, что вредные идеи за решеткой продвигал так называемый положенец, установленный следить за криминальным порядком в «Матросской Тишине» ворами в законе.
Пострадать могли десятки, а то и сотни человек, а также их родственники, вынужденные переводить деньги на счета, указанные подручными криминальных авторитетов. Однако не многие из них, очевидно, решатся дать показания, так как впоследствии потерпевшие окажутся в колониях, где также все еще сильны позиции запрещенной организации. Для того чтобы навести порядок в СИЗО №1, а заодно и на пересылке, куда уже отправлена часть участников событий, и была организована масштабная спецоперация, или шмон, как ее называют сами заключенные. (Коммерсантъ, 30.08.2021, Николай Сергеев)