Подконтрольная «Ростеху» компания «РТ-Инвест» как минимум на год срывает срок реализации проекта строительства пяти мусоросжигающих электростанций, что может обернуться для нее штрафом в размере 7 млрд рублей и последующим разрывом договорных обязательств. В федеральном правительстве выработано решение о возможном снижении размера штрафа при одновременном увеличении штрафного периода на год. Ответственным за дальнейшую проработку вопроса назначен Минпромторг, глава которого Денис Мантуров настаивает на полной отмене штрафных санкций для «РТ-Инвест». Поддержка структуры «Ростеха» обусловлена наличием общих планов и проектов у Мантурова и Сергея Чемезова, сегодня прикладывающего максимум усилий для получения согласия правительства на строительство в общей сложности 25 мусоросжигающих электростанций. Стоимость проекта оценивается в общей сложности в 1,4 трлн рублей; против его реализации выступают вице-премьеры Виктория Абрамченко, Александр Новак и министр энергетики Николай Шульгинов. Параллельно Мантуров и Чемезов успешно реализовали план по фактическому установлению контроля над Государственной транспортной лизинговой компанией, не только введя своих людей в ее Совет директоров, но и навязав соглашение о закупке техники, выпускаемой на предприятиях, подконтрольных «Ростеху». Кроме того, Мантуров объявил о скором начале реализации программы, связанной с закупкой на 2,5 трлн рублей авиационной техники для авиакомпаний с госучастием. Вот только большой вопрос, будут ли ожидаемые триллионы использованы по их прямому назначению или они «растворятся» на счетах многочисленных коммерческих структур, принадлежащих семейству Мантурова, а также офшорных компаний, оформленных на родственников Чемезова.
Выплатит ли «РТ-Инвест» многомиллиардный штраф?
В федеральном правительстве обозначились принципиальные разногласия, касающиеся проблемы задержки строительства компанией (дочерняя структура ) пяти мусоросжигающих электростанций (МТЭС). Объекты строятся на основании договоров поставки мощности (ДПМ), а за срыв их ввода в эксплуатацию предусмотрены штрафные санкции вплоть до разрыва договорных обязательств.
Между тем, на сегодняшний день срок реализации проекта затягивается на 9-12 месяцев, что в «РТ-Инвест» объясняют сложностями, связанными с пандемией коронавируса. Как сообщает «Коммерсант», компания обязана сдать объекты 1 декабря 2022 года, однако в связи со смещением сроков, две МТЭС в Московской области могут быть запущены только в сентябре 2023-го, еще три – в Казани и Подмосковье – не ранее декабря того же года.
По информации издания, объем штрафов за первый год задержки объектов составляет 7 млрд рублей (25% от платежа за мощность). В случае, если МТЭС не будут запущены до 1 декабря 2023 года, ДМП расторгаются. Между тем, правительство выработало компромиссное решение проблемы, заключающееся в увеличении штрафного периода на год, при неизменности сроков действия договоров. При этом рассматривается возможность снижения размера штрафов.
Примечательно, что ответственность за дальнейшую проработку вопроса возложена на , где ранее была выработана прямо противоположная позиция, заключающаяся в полной отмене штрафов для «РТ-Инвест» сроком на 1 год. Однако предложение подчиненных Дениса Мантурова было жестко раскритиковано в : здесь его охарактеризовали как . Отрицательную оценку инициативе Минпромторга дали также в :
Новости по теме: Юрий Слюсарь обеспечит потерю китайского рынка и финансовый крах ОАК
, – цитирует позицию СПЭ «Коммерсант».
«Платиновый» проект Сергея Чемезова
О подписании представителями , и соглашения, касающегося строительства 25 заводов энергетической утилизации ТКО СМИ сообщили в мае прошлого года. Общая стоимость проекта изначально оценивалась в 600 млрд рублей; предполагаемый объем участия ВЭБ составлял порядка 200 миллиардов, остальные расходы брал на себя консорциум банков.
, – комментировал инициативу Сергей Чемезов.
Учитывая сегодняшние проблемы со строительством пяти МТЭС, говорить об успешной реализации проекта в целом было бы преждевременно. Да и цена вопроса с тех пор существенно выросла: сначала до 900 миллиардов, а затем и до 1,4 трлн рублей, из которых 320 миллиардов представляют собой субсидии из федерального и региональных бюджетов. В правительстве такой подход не вызвал особого энтузиазма. В частности, еще в минувшем феврале прозвучала резкая критика со стороны курирующей экологию вице-премьера Виктории Абрамченко:
, – написала Абрамченко на своей странице в Instagram.
Но когда на кону стоит почти полтора триллиона, включить «заднюю» уже чересчур сложно. В итоге в марте гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов сообщил, что компания разработала и направила на рассмотрение правительства порядка семи вариантов финансовой модели проекта, в том числе, включающие варианты возможного отказа от ДПМ, как это было рекомендовано Абрамченко и поддержавшим ее вице-премьером Александром Новаком, курирующим ТЭК.
С тех пор «платиновый проект» откровенно «завис» и в «Ростехе» прикладывают максимум усилий для скорейшего принятия решения по строительству МТЭС. Так, в минувшем мае, во время встречи с Владимиром Путиным,Чемезов просил президента поддержать расширение системы мусоросжигательной генерации и поручить правительству приступить к реализации проекта уже в 2021 году. В итоге резолюция главы государства, адресованная правительству выглядела лаконично: .
С тех пор никакой конкретики о ставших камнем преткновения схемах финансирования не поступало. В сентябре глава «Ростеха» заявил, что окончательное решение может быть принято до конца года, добавив: . Вот только последние события явно не играют на руку Чемезову. К тому же несмотря на заверения представителей ВЭБа о намерении продолжать инвестирование проекта, в банке предупреждают о наличии рисков возможной приостановки финансирования.
Коммерческий «союз» «Ростеха» и Минпромторга
Новости по теме: Безработный сын вице-мера Одессы задекларировал 4 квартиры
Итак, выплачивать 7-миллиардный штраф в «РТ-Инвест» не хотят и Минпромторг прикладывает максимум усилий для того, чтобы этого не произошло. Однако учитывая прямо противоположную позицию зампредов правительства, Денису Мантурову впору задуматься о том, как он будет выкручиваться из довольно непростой ситуации. Ведь помимо Абрамченко и Новака, сегодня против него «играет» еще и глава Минэнерго Николай Шульгинов.
Остается одна надежда: на многолетнюю дружбу с Чемезовым. Тем более, что сфера их сотрудничества довольно широка. Например, в минувшем июне стало известно о письме, направленном главой «Ростеха» в адрес президента, в котором озвучивается предложение передать Минпромторгу контроль над , находящейся в ведении Минтранса. Одновременно Чемезов выступил против слияния ГТЛК с , мотивируя это возможным распространением на компанию западных экономических санкций.
Практически в то же самое время в Минпромторге выступили с инициативой докапитализации ГТЛК более чем на 3 млрд рублей. Официально субсидии предназначались для строительства на российских верфях 10 гражданских судов. В итоге представители Минпромторга и «Ростеха» вошли в совет Директоров компании. Кроме того, ГТЛК подписала с госкорпорацией соглашение, обязавшее ее в долгосрочной перспективе закупать технику, производимую на подконтрольных «Ростеху» предприятиях (в его структуру входят, в частности, , холдинг , и ).
Все описанное наглядно иллюстрирует, каким именно образом Чемезов и Мантуров ищут покупателей для продукции, качество которой не выдерживает ровным счетом никакой критики. Так, издание «Наша Версия» неоднократно писало о той роли, которую играют Чемезов и Мантуров в деградации отечественной авиационной промышленности. Достаточно будет упомянуть о полном провале проекта самолета Sukhoi Superjet 100, который представляли, не иначе как «гордостью российского авиапрома». Вот только в итоге установленный план ежегодной продажи 20 самолетов выполнить так и не удалось: по итогам 2019 года оказалась продана всего одна модель.
, – констатирует «Наша Версия».
Владельцы «заводов, газет, пароходов»
О чем Денис Мантуров регулярно выражает беспокойство, так это о выделении бюджетного финансирования под очередной масштабный проект. Например, в минувшем июле портал РБК рассказал о программе Минпромторга, направленной на закупку авиационной техники для авиакомпаний с госучастием. На ее реализацию до 2030 года планируется направить 2,5 трлн рублей, из них 200 миллиардов будут выделены в 2022-2024 гг. В министерстве изданию уточнили, что среди прочих предприятий, в заказе авиатехники участвуют подконтрольные «Ростеху» Объединенная авиастроительная корпорация и «Вертолеты России». Кто бы сомневался! Получается, что Мантуров договаривается не только за себя, но и «за того парня», то есть, за Чемезова.
Куда по факту уходят бюджетные миллиарды – большой вопрос. Прежние заявления Чемезова о том, что он и не имеет , оказались банальным словоблудием после публикации данных из так называемого . Напомним, что в ходе международного журналистского расследования стало известно о наличии у семейства главы «Ростеха» офшорного имущества общей стоимостью 22 млрд рублей. Среди прочего, речь идет о 85-метровой яхте стоимостью 140 млн долларов (оформлена на британский офшор принадлежащий падчерице госчиновника Анастасии Игнатовой) и вилле на испанском курорте Марбелье, стоимость которой оценивается в 4,7 млн евро (зарегистрирована на компанию , владельцами которой являются Анастасия Игнатова и теща Чемезова Людмила Рукавишникова).
Что касается Мантурова, то уже несколько лет подряд он удерживает лидерство по доходам среди членов кабмина: по итогам прошлого года его официальный доход составил 740,4 млн рублей – треть совокупного дохода всех российских министров.
В СМИ неоднократно появлялись публикации, рассказывающие о принадлежащих главе Минпромторга бизнес-структурах.
, – заявлял Мантуров в интервью РБК.
Среди принадлежащих семейству министра активов, издание называет 5-звездочный отель , расположенный в Москве, на Малой Дмитровке; кубанское винодельческое хозяйство , ежегодно выпускающее порядка 30 тыс. бутылок вина; компанию , инвестировавшую 3,5 млрд рублей в закладку яблоневого сада по итальянским технологиям. До недавнего времени мать министра Тамара Мантурова и сын главы «Ростеха» Станислав Чемезов (через ) являлись совладельцами компании ; ее дочерня структура выступала застройщиком комплекса апартаментов и таунхаусов в Геленджике. Но в июне прошлого года ООО «Финансовые системы» было ликвидировано, а информация о владельцах его правопреемника – одноименного АО – в открытых базах данных отсутствует.
Можно, конечно, верить рассказам Мантурова о том, что основной источник его доходов – это размещение на депозитах средств, заработанных еще до прихода на госслужбу, в период 20-летнего занятия коммерцией. Вот только как бы не вышло прокола, подобного истории об отсутствии у Чемезова «яхт и самолетов». К тому же, как показывает практика, связь между личным благосостоянием чиновников и бюджетным финансированием масштабных проектов в современной России отнюдь не редкость. Запросы же Мантурова и Чемезова, как известно, измеряются сотнями миллиардов, а то и триллионами рублей.