По утверждению свидетелей, Островский попытался скрыться, но его догнали другие водители и задержали.
И вот теперь, как выяснили "Вести", виновник смертельного ДТП может преспокойно выйти на свободу. Кстати, в Лукьяновском СИЗО, где он сейчас находится, парень стал "смотрящим", а его родного дядю называют известным криминальным авторитетом. Более того, складывается впечатление, что адвокаты Островского вступили в сговор с защитниками потерпевшей стороны.
Дело опять перенесли
Недавно Печерский суд Киева продлил для Кирилла Островского содержание под стражей до 24 января 2021 года. "Суд посчитал продление меры пресечения в виде содержания под стражей для обвиняемого оправданной мерой, поскольку этого требует настоящий интерес общества, который, несмотря на презумпцию невиновности, превышает интересы обеспечения права на свободу", — сказано в решении суда.
Новости по теме: Лукашенко заявил, что его сын лично извинился перед «вагнеровцами»
Островский обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса Украины: нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее смерть, и заведомое оставление без помощи потерпевшей, которая находилась в опасном для жизни состоянии. Ему грозит срок — до восьми лет.
Однако, как говорят источники "Вестей", близкие к следствию, несмотря на тяжесть преступления, Островский может уже через два месяца выйти из Лукьяновского СИЗО на свободу.
"По Островскому уже готовится решение, и приговор могут озвучить уже через два месяца, когда закончится срок меры пресечения. Его хотят оформить не по тяжкой статье, по которой он может провести на нарах до восьми лет. А по более легкой — нарушение ПДД, что может дать основание выйти на свободу сразу после оглашения приговора", — говорит наш источник.
По какой схеме отмазывают водителя-убийцу
Эксперт в вопросах ДТП, руководитель проекта dtp.kiev.ua Владислав Антонов сказал "Вестям", что выйти на волю сразу из зала суда — вполне реально, а отмазывают водителя от наказания по классической схеме. "Уверен, что Островский не попадет в колонию, несмотря на то что авария была со смертельным исходом. Скорее всего, он получит условный срок. Это вообще редкость для Украины — сесть за решетку за смертельное ДТП, даже с отягчающими обстоятельствами — попытка скрыться с места аварии. Чтобы отмазаться, нужны деньги, грамотные адвокаты и классические схемы. В первую очередь это отбеливание водителя-убийцы в глазах общества, когда уже и потерпевшая сторона начинает верить в то, что в наезде виновата жертва, а не тот, кто был за рулем", — говорит "Вестям" Антонов. Кстати, судя по судебным материалам, мать погибшей девочки действительно уже не имеет к убийце дочери претензий.
По словам Антонова, адвокаты, скорее всего, будут доказывать, что наезд произошел по неосторожности и с места ДТП водитель не скрывался, а, наоборот, хотел помочь, хотя водитель не только пытался уехать, но и снять номера с машины. "Я общался с двумя водителями, которые задерживали обвиняемого. Они стояли на бульваре Леси Украинки на светофоре на красный свет и видели, как "Хаммер" сбил девочку и поехал дальше. Они помчались за ним и через 250 метров заблокировали "Хаммер", после чего вынудили водителя выйти", — сказал "Вестям" Антонов.
Кроме отбеливания есть еще одна схема, которую используют для сокращения срока наказания. Как объяснил "Вестям" адвокат Иван Либерман, срок наказания Кириллу Островскому могут скостить, если потерпевшая сторона отказалась от претензий. "Законодательство позволяет заключать такие сделки, как отказ гражданских исков в период досудебного следствия и суда. То есть потерпевшая сторона имеет право, согласно своим убеждениям, заключать договор с обвиняемым по согласию сторон — о компенсации моральных и материальных убытков. И если будет найден финансовый консенсус, потерпевшая сторона имеет право ходатайствовать перед судом об определении меры наказания виновнику ДТП — не максимальной, а минимальной из возможного. А если использовать ст. 69 УК (назначение более мягкого наказания. — Ред.), то можно добиться срока наказания меньше нижнего предела. Но при этом должны быть смягчающие обстоятельства, определенные ст. 69, — сотрудничество со следствием, раскаяние, компенсация убытков в полной мере", — говорит Либерман.
По его словам, суд может вынести приговор на срок заключения в СИЗО, то есть два с половиной года на 24 января (до которого определена мера пресечения) или немного больше, чем виновник ДТП уже отсидел, отведя время для апелляции. "Но проведет он их в СИЗО, а не в колонии", — подчеркнул Либерман.
Защита виновника ДТП не разглашает, какую из схем собирается применять. "Я не могу разглашать наши договоренности о правовой позиции с клиентом", — сказал "Вестям" адвокат Островского Николай Голодняк.
Новости по теме: Готовят расправу: Журналистка, опубликовавшая видео с криками преподавательницы, заявила об угрозах
Отказалась от претензий
Хотя уже очевидно, что у защиты Островского основная ставка — на отказ потерпевшей стороны от претензий. "У потерпевшей стороны нет претензий. Все убытки ей компенсированы", — заявила "Вестям" адвокат Островского Анна Литвин. А ее коллега Николай Голодняк ранее сообщал СМИ, что Кирилл Островский возместил все затраты на перевозку тела девочки на родину и похороны — они с матерью родом из России.
Это подтверждает и источник "Вестей", близкий к следствию. "Представители Островского были на похоронах Насти Артемовой, туда же принесли материальную помощь", — говорит наш источник.
Сторона Островского также указывает, что мама девочки якобы попросила не наказывать сурово водителя, поскольку, по ее мнению, авария произошла по неосторожности, а дети (Настя была на переходе со своим братом, который не пострадал. — Ред.) выбежали на переход уже на мигающий зеленый сигнал светофора. И, как верующий человек, она будет молиться за убийцу своей дочери.
Так ли это, адвокаты матери публично не говорят. "Я не могу отвечать на ваши вопросы из-за адвокатской тайны. Я не уполномочен давать комментарии для СМИ", — ответил "Вестям" адвокат потерпевшей и ее представитель в суде Василий Мельничук. Кстати, любопытный факт: он раньше работал вместе с адвокатом Островского Анной Литвин — ее помощником. А когда мы задали Мельничуку вопрос, не является ли это в данном деле конфликтом интересов, сговором, он проявил агрессию: "Для начала, добрый день. Моя позиция не может измениться, даже после надуманных обвинений — я не уполномочен предоставлять комментарии", — ответил Мельничук.
"Вести" попытались получить ответ у самих родителей потерпевшей девочки, связавшись в соцсети со Светланой и Дмитрием Артемовыми, которые живут в городе Коломна под Москвой. Однако, прочитав вопросы, мама заблокировала свою страницу, судя по всему, недавно открытую. А папа просто не ответил.
Как узнали "Вести", родители погибшей Насти на заседания суда не приезжают. "Потерпевшей стороной признана мама девочки (родители в разводе. — Ред.), она не присутствует на заседаниях, поскольку проживает в России. В суд ходит ее представитель", — говорят "Вестям" в прокуратуре Киева.
Также в прокуратуре подтвердили "Вестям" отказ мамы от претензий. "В материалах производства есть нотариально заверенное заявление матери погибшей девочки о том, что потерпевшая не имеет претензий к обвиняемому, поскольку ей возмещены все убытки", — сказали "Вестям" в прокуратуре Киева.
Для смягчения нет оснований
На данный момент прокуратура настаивает на "сроках наказания, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Украины", но точку поставит суд. "Вопрос о наказании, которое будет просить прокуратура, решается по окончании судебного следствия и озвучивается в дебатах", — сказали "Вестям" в прокуратуре Киева.
Кирилл Островский обвиняется по двум статьям УК Украины: ч. 1 ст. 135 (оставление в опасности) и ч. 2 ст. 286 (нарушение правил безопасности дорожного движения, которое привело к смерти потерпевшего).
Наказание по первой статье — лишение свободы до двух лет, наказание по второй статье более суровое — от трех до восьми лет. Если вина Островского будет доказана, наказан он будет по более строгой статье. Нет оснований и для смягчения наказания. Как сказано в тексте самой статьи о смягчении наказания — ст. 69 УК, она применяется лишь в исключительных случаях. Ну как минимум если преступление совершается впервые. Чего точно не скажешь о Кирилле Островском.
В том же июле 2018 года, как следует из Реестра судебных решений, он трижды привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. И во всех случаях это происходило, когда он был за рулем убившего девочку "Хаммера". Так, 5 и 7 июля 2018 года, когда он находился за рулем "Хаммера", он был задержан за превышение скорости, а 20 июля — за нахождение за рулем без соответствующих документов.
Курорт закрытого типа
У трагического случая была масса свидетелей, с которыми удалось пообщаться "Вестям". "Машина протащила ребенка метров 30–50. Это было так жутко, что я долго боялся туда подойти. Просто оцепенел. После удара мама завыла, как зверь", — рассказал "Вестям" один из очевидцев трагедии Виталий. Другой очевидец говорил, что мать девочки, когда стало известно, что ребенок скончался, кричала так, что не слышно было шума машин.
Один из автомобилистов видел, как водитель внедорожника сразу же попытался снять номера, а потом скрыться. Но другие участники движения бросились вдогонку за "Хаммером" и заблокировали его возле бизнес-центра "Парус", недалеко от места ДТП. Вспоминают также, что свидетели трагедии едва не устроили самосуд над Островским.
Почему же при таком количестве свидетелей разбирательство тянется целых два с половиной года, а по утверждению адвокатов, у пострадавшей стороны нет претензий?
Официальная причина такова. "Был установлен полный порядок исследования доказательств. Ранее были вопросы в своевременной явке свидетелей, потом начался карантин. Теперь сменился судья в связи с болезнью, и суд начал рассматривать дело сначала", — объясняют "Вестям" в прокуратуре Киева.
Но даже невооруженным глазом ситуация выглядит так, что дело специально затягивают. Ведь прокуратуре хватило всего три месяца, чтобы провести расследование и отдать дело в суд. А ранее защита водителя-убийцы сетовала на свидетелей: мол, то свидетели не являются на заседание, то они путаются в показаниях.
Но, может, все дело в том, что его просто укрывают от колонии в СИЗО, где Кирилл Островский находится в явно привилегированном положении. По информации источников "Вестей" в правоохранительных органах, Кирилл Островский по кличке Кирюха является "смотрящим" в Лукьяновском СИЗО с января 2020 года. Правда, особым авторитетом он не пользуется, так как умудряется работать и с "сидельцами", и с сотрудниками СИЗО. А стало быть, логично предположить, что такое место могло быть куплено.
Ряд СМИ также сообщали о том, что именно Островский-старший, элитный парикмахер Олег Островский, услугами которого пользуются первые лица страны и Киева, дабы смягчить условия пребывания сына в Лукьяновском СИЗО, купил за $50 тыс. для него статус "смотрящего" среди других заключенных. В ситуацию также мог вмешаться дядя обвиняемого Александр Кириченко, которого в СМИ называют "авторитетным представителем организованной преступности" по кличке Саша Оболонский. Правда, подтвердить это нам не удалось, а адвокаты Кирилла Островского отказались это комментировать.
Почему не наказывают убийц
К сожалению, в Украине уход от наказания со стороны мажоров и ВИП-персон — традиция, которая длится десятилетиями. Если в России, например, известнейшего актера Михаила Ефремова осудили уже через три месяца после смертельного ДТП, то в Украине некоторым даже не предъявляют подозрений.
Так, еще в 2003 году на Обуховской трассе нардеп и будущий мэр Киева Леонид Черновецкий, будучи за рулем Mercedes-Benz S600, сбил 11-летнего мальчика, а через полгода — 20-летнего парня, оба погибли на месте. В 2009 году на той же трассе насмерть сбил женщину еще один мэр Киева Александр Омельченко. Виновники ДТП наказаны не были, несмотря на улики и доказательства.
Со дня смертельной аварии в районе станции метро "Левобережная", виновником которой стал сын донецкого бизнесмена Андрея Толстошеева Станислав, прошло четыре года. Но дело до сих пор не передано в суд. Адвокаты пытались доказать, что у Станислава якобы случился приступ эпилепсии за рулем. И ему до сих пор не вынесено даже подозрение.
Из-за болезни избежал наказания и водитель Омельченко, который на машине шефа сбил насмерть женщину на той же Обуховской трассе. И явно не понесет наказания теща шоумена Сергея Притулы Лилия Сопельник, из-за наезда которой серьезно пострадала Анжела Печенизкая, перенесшая уже восемь операций.
"Увы, в Украине тот, у кого есть деньги, как правило, откупается. И поделать с этим ничего нельзя", — резюмирует Иван Либерман.