Создавать сет 5G для РЖД скорее всего будет "Антарес", которую связывают с бизнесменом с неоднозначной репутацией Мусой Бажаевым.
"Антарес" возможно и будет в итоге будет оказывать услуги связи этого стандарта как на самих поездах, так и в частном порядке. Речь может идти о миллиардах, причем бюджетных
Как Бажаев будет "подсаживать" российские железные дороги на 5G, и кто еще может быть "в интересе" - разбирался корреспондент The Moscow Post.
Заплести сети
Новости по теме: Биржа QMALL получает лицензию в ЕС, добавляет пары с евро и готовится к открытию масштабного лаунчпада во Франции
Именно личность господина Бажаева наводит на предположения, почему все делалось в такой тишине. Непонятно, на каком основании вообще ГК "Антарес" продлили разрешение на использование частот.
В своё время получением разрешения озаботился бывший владелец "Антареса", бизнесмен Евгений Ройтман - группа получила необходимые документы еще весной 2008 года. Тогда о 5G в России мало кто слышал, рынок не был до конца сформирован.
Тогда для получения ресурса не требовалось проводить аукцион или конкурс, его распределяли по заявкам. Таким образом, структура получила разрешение на неконкурентных условиях.
Прыть Ройтмана пришлась по душе Бажаеву, он стал его партнером в ГК "Антарес" в 2015 году. А незадолго до этого очень удачно "спелся" с экс-президентом "Роснефти" Эдуардом Худайнатовым, которому продал Alliance Oil Company из своей же "Группы Альянс". Где Худайнатов - там и Игорь Сечин. И не исключено, что свой интерес в проекте имеют и эти два уважаемых деятеля.
Это было бы не удивительно. Ведь еще 20 лет назад группа "Альянс", которой на тот момент владел и управлял впоследствии трагически погибший брат Мусы, Зия Бажаев, работала консультантом "Роснефти".
Возвращаясь к сетям, в середине десятых договориться о выгодной сделке с РЖД не получилось - в госмонополии желали видеть подрядчиком свою "дочку" - "Транстелеком". На этой идее настаивал Владимир Якунин, и в 2015 году его влияние на РЖД еще было велико.
Одновременно с этим на рынок вышел сотовый оператор Tele2, и "Антарес" столкнулся с проблемами при рассмотрении документов, нужных для строительства сети. А в 2017 году "Антарес" и вовсе едва не обанкротился.
Ройтман оставался владельцем "Антареса" до марта 2022 года. И спустя несколько "пертурбаций", в том числе через офшорные компании, владельцем 100% во всех трех структурах группы ("Антарес", "Арктур" и "Интеграл") стало ООО "Артех", которое на 99,9% принадлежит Тимуру Бажаеву - сыну Мусы.
Даже при беглом взгляде на эти структуры возникает вопрос - а как вообще РЖД может планировать сотрудничать с такими компаниями. ООО "Антарес" по итогам 2021 года получило "невероятную" прибыль в 10 тыс. рублей. Зато убыток за тот же период составил 763 млн рублей, стоимость активов - минус 605 млн рублей. Платежеспособность и эффективность структуры оцениваются, как низкие.
Складывается ощущение, что из компании могли попросту вывести деньги и активы. И о каком господряде тогда может идти речь?
Неудивительно, что по состоянию на август прошлого года в отношении структуры действовали решения о частичной или полной приостановке операций по счетам налоговыми органами. Можно предположить, что деньги в структуру будут вливать со всех сторон - и не исключено, что помочь тут могут не только капиталы самого Бажаева, но и того же Худайнатова.
В двух других компаниях группы, которые тоже за "Артехом", ситуация не лучше. ООО "Интеграл" при выручке в 20 тыс. рублей может похвастаться убытком в 12 млн. Стоимость активов - минус 196 млн рублей. ООО "Арктур" за тот же 2021 год заработало 10 тыс. рублей, получив убыток в 17 млн рублей. Стоимость активов - минус 201 млн рублей.
Никто не поверит, что семья Бажаевых приобрела бы такие компании, не рассчитывая в ближайшем будущем на колоссальные прибыли. А значит, с Олегом Белозеровым они должны были договориться. А как же конкурсные процедуры? Видимо, они будут "сверстаны" под конкретного поставщика.
В "Альянс" с Мусой вступивший…
Впрочем, зная Мусу Бажаева, можно предположить, что дело может закончиться банальным "распилом". А затем - заход в банкротство. Где в тот момент будут государственные деньги? Вместе с тем,
Муса Бажаев настоящий мастер комбинаций по покупке-продаже активов. Ходили разговоры о его причастности к недружественным поглощениям.
Чего стоит только скандальная история с продажей ОАО "Хабаровский аэропорт", которое в 2006 году отошла компании "Альянс-пром", принадлежащей "Группе Альянс" Бажаева. Предприниматель умудрился купить аэропорт за 255 млн рублей - порядка $10 млн по курсу тех лет.
Цена для такого инфраструктурного актива - просто смехотворная. Впрочем, поговаривают, что после этой сделки якобы смогли "озолотиться" сразу несколько высокопоставленных чиновников правительства Хабаровского края.
Известно, что активным сторонником приватизации аэропорта был тогдашний депутат ЗакСобрания, затем - губернатор Хабаровского края, а ныне - житель московского СИЗО Сергей Фургал.
Новости по теме: «Русик сказал, что надо убить Немцова»
При крайне странных обстоятельствах семейство Бажаевых получило и другие активы, например, нефтебазы компании "Крымнефтепродукт". Как утверждают авторы сайта , якобы, цитата: "отжать" предприятия ГСМ Бажаеву якобы помогла организованная преступная группировка "Сейлем". Впрочем, никаких реальных доказательств этому нет.
"Сейлем" долгое время пытались связать с нынешним главой Крыма Сергеем Аксёновым. Имя Аксенова в одном контексте с группировкой Сейлем упоминало издание "Версия". Оно же сообщало, что в начале 90-х годов "Крымнефтепродукт" совместно всё с той же ОПГ получил контроль практически над всеми нефтебазами Крыма.
Как раз в то время (2015 год) Альянс Бажаева приобрел другой актив - "Финпромбанк", который, на тот момент, испытывал серьезные финансовые проблемы. А уже в 2016 году структура лишилась лицензии. Формулировка ЦБ - "в связи с неудовлетворительным качеством активов, не генерировавших достаточный денежный поток, ПАО "АКБ "Финпромбанк" несвоевременно исполняло обязательства перед кредиторами.
Но позже ситуация получила продолжение. В 2017 году Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела в связи с выявлением мошенничества в особо крупном размере, в результате которого "Финпромбанк" потерял более 5,6 млрд рублей. По версии следствия, хищения совершили неустановленные лица под видом заключения ряда гражданско-правовых договоров, которые они не намеревались исполнять.
При этом к самому Мусе Бажаеву не возникло претензий. Однако, как писало издание "Журналистский контроль", перед тем, как стало известно о банкротстве организации, Муса Бажаев якобы успел вывести из него активов на сумму более 1 млрд рублей. При этом в те же годы Бажаев выкупил сеть известных отелей Forte Village на Сардинии. Цена той сделки так и осталась неизвестной, но очевидно, что речь идет об очень больших суммах.
От комментариев по этому поводу Муса Бажаев воздерживался. И уж не на деньги ли вкладчиков "Финпромбанка" были приобретены отели? Это могло бы навести на мысли о возможной легализации этих денег на Западе. Простая "двухходовка", в которых так силен Муса Юсупович.
Отдельной темой для разговора могли бы стать бизнес-войны олигарха с другими крупными промышленниками России. Самые яркие эпизоды были связаны с внутрикорпоративным сражением "Норникеля" Потанина и "Русской Платины" Мусы Бажаева.
В рамках СП "Арктик Палладий" они то ругались, то мирились, пока в 2020 году окончательно не сепарировались, едва не провалив все работы на месторождениях палладия на Таймыре.
Не боится ли Олег Белозеров брать в партнеры РЖД такого бизнесмена, знает только он сам. Но порой деньги заставляют людей закрыть глаза на многие вещи - а пострадать при этом может качество интернета на российских железных дорогах.