Арбитражный суд Мурманской области по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС) взыскал в пользу государства 100% акций АО "Мурманский морской рыбный порт" (ММРП), приватизированного в 2015 году.
Таким образом, не у дел оказались несколько бизнесменов, которых называли бенефициарами инфраструктурного объекта. А именно – члена совета директоров Мурманского порта Александра Романова и управляющего Олега Креславского.
Недействительными признали целый ряд договоров купли-продажи ООО "Купец", которые в 2017 году заключили АО "Зевс" с Романовым и Креславским, а также ряд договоров переуступки, которые заключались с офшорными фирмами.
По информации нашего издания, "Мурманский морской торговый порт" теперь могут отдать группе компаний "Норебо" скандального рыбопромышленника Виталия Орлова. В том, чем всё это может закончиться - разбирался корреспондент The Moscow Post в Мурманской области.
Новости по теме: Доля граждан США, гордящихся тем, что они американцы, упала до рекордно низкого уровня
Причина интереса ФАС понятна - портовые причалы не могут принадлежать частным лицам, это стратегические инфраструктурные объекты, поэтому, не ясно, как вообще были проведены сделки по приватизации порта.
По версии ФАС, в 2015 году группа лиц вместе с иностранными инвесторами установила контроль над портом. Акции оказались у АО "Зевс", к которому присоединили ООО "Купец", объединив доли порта. За компаниями якобы стояли вышеназванные бизнесмен.
Таким образом, сейчас 100% акций порта изымаются у АО "Зевс" и передаются в пользу Росимуществу. Но могли ли эти сделки проходить без одобрения властей Мурманского края? Как минимум, с 2019 года в теме должен был быть и губернатор Андрей Чибис.
Рыбные разборки
Между тем, вряд ли у кого-то вызовет сожаление тот факт, что Креславского и Романова отодвигают от порта.
При уставном капитале в 12 тыс. рублей работает там официально всего три сотрудника. Неплохо для структуры с чистой прибылью за 2021 год в 141 млн рублей?
Учитывая, что в связанных с портом сделках участвовали офшоры C.I.Falcon Limited (Кипр), Hermes Investment & Trading Pte. Ltd (Сингапур) и New Millennium Group Kft. (Венгрия), средства могли уходить куда угодно. Неудивительно, что в ноябре 2019 года в ММРП с обысками нагрянули сотрудники ФСБ.
Как тогда писал "Коммерсант" со ссылкой на силовиков и соцсети, речь шла о возможной неуплате налогов, незаконной предпринимательской деятельности и, опять же, незаконным владением причалами порта. Работа ММРП была парализована, причалы перешли в хозведение ФГУПов Росморпорт и Нацрбресурс - только так удалось восстановить перевалку рыбы.
Впоследствии ФСБ наведалось в порт еще раз - уже в 2020 году. Но ни о каких санкциях в отношении Креславского и Романова речи тогда не шло. Как утверждают злые языки, бенефициары ММРП после приватизации пошли в разнос - устроили сладкую жизнь всем арендаторам-рыбопромыщленникам. Речь могла идти чуть ли не о возвращении 90-х годов.
Авторы сайта "Арктик ТВ", сообщают, что, якобы глава совета директоров ММРП Романов (в прошлом он будто бы носил фамилию Полищук) еще в 2001-2001 годах силовым путем и путем подделки документов, а также похищения людей отстранил от должности гендиректора и основателя АО "Севрыба" Георгия Тишкова. Структура, как несложно догадаться, активно работала в ММРП.
В итоге "Севрыба" была фактически разграблена: стоимость от проданного имущества структуры могла составить до $8 млн. Разумеется, этого никто не доказал, но уже одни подобные слухи могли бы характеризовать как Романова, так и его партнера Креславского.
"Севрыба" была ликвидирована в 2014 году. Как утверждают авторы сайта "Блогер51", якобы незадолго до кончины фирмы директором структуры был некто Даниил Полещук. Возможно, родственник нынешнего Романова-Полещука.
Новости по теме: Донстрой: пирамида рухнула?
Странно следующее: организация была ликвидирована с прибылью в 205 млн рублей за 2013 год, то есть предприятие было успешным. Но что еще более странно, как указано в "Руспрофайле", учредительницей структуры значилась Анастасия Александровна Креславская - вероятно, родственница управляющего Мурманским портом Олега Креславского.
И вышла она из числа учредителей только в январе 2022 года - то есть тогда, когда делами на ММРП уже заинтересовались в ФСБ. Похоже, кто то перепугался и решил почистить хвосты.
Пару слов стоит сказать и про ООО "Купец", ведь именно в эту структуру изначально (до объединения с АО "Зевс") с уставным капиталом в 10 тыс. рублей отошел порт. Компания занималась рыбным промыслом, при этом умудрилась купить 100% пакет акций ММРП всего за... $14 млн.
Владельцем 90% конторы был именно господин Креславский, также являющийся управляющим (читай, наемным менеджером) в "Севрыбе". При этом по итогам 2020 года компания показал убыток в 28 млн рублей, стоимость активов - минус 379 млн рублей.
Удивляет одно - почему этими товарищами заинтересовались не в начале десятых, а только в 2020 году?
Орлов где-то рядом
Порт обеспечивает 14% перевалки рыбопродукции в России, около 30% на Северо-Западе и более 80% в Мурманске. Пропускная способность - 700 тысяч тонн в год. Холодильные терминалы вмещают 45 тысяч тонн. Там же - производство мощностью 100 млн/год банок для консервов, переработка и склады оптовой торговли рыбой. Это самая настоящая золотая жила.
Для реализации, уже утверждена программа сноса зданий на территории 53 гектара, где работают более полусотни предприятий рыбопромышленного комплекса. По сути, их могут просто выдавить с территории объекта. Но в чьих интересах?
По информации наших источников, главным интересантом подобного действа может быть ГК "Норебо" и её хозяин, скандальнейший предприниматель Виталий Орлов.
Сейчас господин Орлов, победивший в целой серии корпоративных конфликтов и завоевавший львиную долю квот на вылов рыбы осуществляет масштабное обновление своего рыболовецкого флота. В 2021 году было объявлено, что он покупает крупную рыбопромышленную компанию "Саами" с правами на вылов более 11,5 тонн трески и пикши в год.
Но даже без этого "Норебо" и его дочки владеют квотами на вылов более 420 тыс. тонн минтая, трески, пикши и прочих биоресурсов в год. В 2020 году выручку "Норебо" оценивали в 60,8 млрд рублей в год.
При этом планы мурманского губернатора Чибиса по реновации порта, которые предполагают снос зданий на территории 53 гектара, натолкнулись на ожесточенное сопротивление бизнеса.
Если информация наших источников верна, всем им придется подвинутся, чтобы глава "Норебо" Виталий Орлов мог развернуться на полной. Но может ли он, в таком случае, обойтись без личного коммерческого интереса Андрея Чибиса?