Российский бизнесмен Дмитрий Мазепин нарочито пытается влезть в белорусские дела Александра Лукашенко. Сначала он призывает российские власти не стоять в стороне и помочь урегулировать ситуацию с оппозицией.
А также от имени российско-белорусского делового совета обращается к Лукашенко с просьбой угомонить протестующих. Тем самым, по сути, вторгается в линию официальной политики невмешательства, которой придерживался Кремль. А сейчас, по информации корреспондента УтроNews, вполне вероятно, Мазепин поможет «Батьке» сотрудниками своего «Уралкалия».
Протестующим работникам «Беларуськалия» руководство уже пригрозило увольнением. Забастовка и остановка добычи руды, вероятно, обернется существенными потерями для белорусской экономики и калийного рынка. Это не на руку никому, в том числе Дмитрию Мазепину. Поэтому проще «подвезти своих».
Десант россиян
Новости по теме: Оговорочки по Фрейду Александра Дюкова
Пока Александр Лукашенко устраивает представления с автоматом перед силовиками и срывает от них овации под заявления «разберемся с протестующими», градус на крупнейших предприятиях страны стремительно накаляется.
С сегодняшнего дня, 24 августа, Лукашенко пообещал закрыть на замок бастующие предприятия, главный из которых «Беларуськалий». Именно на него обращен мировой взор, так как тот является одним из основных поставщиков данного сырья, равно как и «Уралкалий».
«Но, если предприятие не работает, с понедельника замок на ворота, остановим, люди остынут, разберемся, кого потом пригласить на это предприятие», — считает «Батька», слова которого передают РИА «Новости». По его словам, рабочие найдутся. Вот, например, с Украины.
Однако тут же получил отпор. Председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец в своем «Фейсбуке» заявил, что украинские шахтеры на заработки в Беларусь не собираются. Он рассказал, что шахтеры — это одна из самых солидарных каст в мире. По его словам, безработных шахтеров в Украине нет, и никто из них работать в Беларусь не поедет.
Однако, есть и другой очевидный вариант, обратиться к русским, они более сговорчивые. Да, к тому же, есть и старый друг – Дмитрий Мазепин.
Один из политологов-экономистов Ярослав Романчук в «Московском комсомольце», что примеры высадки и работы «российского десанта» уже были. Например, ситуация с Минским метрополитеном 1995 года: тогда бастующих машинистов метро заменили штрейкбрехеры – машинисты с железной дороги. Кроме того, на белорусском ТВ россияне уже работают, как признавал сам Лукашенко. Вполне вероятный сценарий.
При этом угрозы увольнения работникам стали поступать с самого начала, рассказал новостному порталу TUT.BY один из сотрудников предприятия. По его словам, якобы руководство психологически давит на коллектив. Напомним, что 18 августа «Беларуськалий» приостанавливал добычу руды на всех рудниках, заявил ТАСС председатель Белорусского независимого профсоюза Максим Позняков. Сейчас на предприятии работают 20 000 человек.
Сможет ли столько человек привлечь Дмитрий Мазепин? Почему бы и нет, если на кону большие деньги!
Вторжение Мазепина в бизнес и Минск
Новости по теме: Карьера «решалы»
В 2019 году «Беларуськалий» обеспечил 5,6% консолидированного бюджета Белоруссии, экспортировав 6,2 млн тонн удобрений на 2,8 млрд долларов. В 2020 году, по прогнозу Минфина страны, она должна получить от экспорта удобрений более 570 млн долларов, писал «Коммерсант».
В трейдере «Беларуськалия» Белорусской калийной компаний уже заявили, что «приложат все усилия для выполнения своих договоренностей и открыты для партнеров, оставаясь на связи 24/7».
«Белорусской калийной компанией» (доля на мировом экспортном рынке калия составляет 33%) в равных долях с «Беларуськалием» владеет «Уралкалий».
К тому же Дмитрий Мазепин, привлекая своих людей, увеличивает влияние на предприятии. А это важно, учитывая, что руководство «Уралкалия» высказывалось критично на последние заключения договоров на поставку минеральных удобрений. С тем же Китаем, писал РБК. Там же аналитик АКРА Максим Худалов замечает, что «агрессивная ценовая политика БКК уже в прошлом году привела к потере «Уралкалием» доли на китайском и индийском рынках.
Примечательно, что владелец «Уралкалия» начал выказывать активную позицию чуть загодя забастовок на предприятии. Он делал заявления, касаемые политики Лукашенко. Например, 14 августа призвал от имени российско-белорусского делового совета, чьим председателем он является, руководство Белоруссии немедленно прекратить насилие и начать переговоры с оппозицией.
Кроме того, Мазепин пытается привлечь и российские власти, их он попросил не оставаться «в стороне от процесса урегулирования конфликтов в Беларуси, чтобы Союзное государство братских народов не было разрушено в пылу непримиримой бессмысленной борьбы». Российско-белорусский деловой совет готов выступать в качестве возможной площадки для мирного диалога, заверил Мазепин, писал «Интерфакс».
Во времена былые
Дмитрий Мазепин в 2013 году уже был одним из разыгрывающих в конфликте между Минском и Москвой. Тогда сделка по продаже «Уралкалия» имела политическую подоплеку. Якобы, у бывшего собственника «Уралкалия» Сулеймана Керимова возникли серьезные разногласия с белорусским руководством. В результате на Керимова будто бы надавили, чтобы тот не обострял политическую обстановку между Россией и Белоруссией, и актив отошел Дмитрию Мазепину, об этом подробно писал The Moscow Post.
Формально апогеем этой драмы считается арест в Минске Белоруссии гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, которого задержали в белорусской столице 26 августа 2013 года. Разумеется, формально причиной ссоры Москвы и Минска стал не сам арест Баумгертнера, который, по сути, стал ответным ходом Александра Лукашенко, а разрыв сотрудничества «Уралкалия» с белорусскими калийными предприятиями (в частности, с ОАО «Беларуськалий» и ЗАО «Белорусская калийная компания»). Тогда же «Беларуськалий» обвинял «Уралкалий» в продажах своей продукции помимо БКК — через Uralkali Trading. В итоге, складывалось впечатление, что Керимов просто «кинул» Лукашенко.
О конфликте рассказывал и политолог Станислав Белковский в своем интервью радиостанции «Коммерсант FM». По словам Белковского, «Уралкалий» долго добивался контроля над нефтехимической отраслью Белоруссии. Это делали и Сулейман Керимов, и его младший партнер Дмитрий Мазепин, который позиционировался чуть ли не как теневой кассир Александра Лукашенко.
Так, например, в СМИ были упоминания о том, что именно Мазепину Лукашенко доверил хранить свои иностранные капиталы. Например, издание Properm.ru писало, что российские СМИ нашли связь между 3 млрд долларов, «зависшими» на Кипре, владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным и попытками белорусского президента назначить бизнесмена вице-премьером. При этом Лукашенко опроверг информацию.
Не исключено, что сейчас Дмитрий Мазепин не только за бизнес радеет, но и во власть поглядывает. А забастовки на «Беларуськалии» как нельзя кстати подходят для переворота бизнес-интересов в сторону предпринимателя.