Крупнейший производитель коньяка в России - завод "Альянс-1892" (марки "Старый Кенигсберг" и "Трофейный") в Калининградской области, резко сдал позиции по объему выпуска этого алкогольного напитка. Ранее он производил до 15% всего российского коньяка, но в 2022 году уступил пальму первенства конкурентам из ГК "Алвиса" и "Белуга Групп", заняв третье место.
Что происходит на заводе и чем знамениты его собственники - в материале The Moscow Post в Калининградской области.
Падение производства составило 12%. На предприятии пока от комментариев воздерживаются, зато эксперты уже предложили красивую версию о сложностях с закупкой дистиллятов во Франции. На фоне колоссальных западных санкций это конкурентное преимущество можно было потерять.
Однако проблемы завода могут быть связаны с управленческими ошибками их собственников, а то и вовсе предварять их возможный отъезд из России с вероятным выводом активов.
Новости по теме: Рамзан Кадыров и его родители признаны заслуженными правозащитниками Чечни
"Алкокороли" в офшоре
Вряд ли кто этому бы удивился. Ведь бенефициарами предприятия являются два скандальных предпринимателя - Александр Николаев и Михаил Мовшевич, которые неоднократно становились героями критических публикаций в СМИ, в том числе, в нашем издании.
Во-вторых, формально завод записан, конечно, не на них. А на офшорную компанию из Люксембурга "Перегрина Венчерс С.А.Р.Л.". При этом владельцы не спешат перерегистрировать фирму в России - значит, особо санкции их не задели. Почему же они тогда держат офшор - если только не желают платить меньше налогов в родной стране?
В последний год у завода проблемы не только с падением выпуска продукции. Почти вдвое упала прибыль - с 1,8 млрд рублей по итогам 2020 года до 933 млн по итогам 2021 года. В России стали меньше пить коньяк? Сомневаемся, ведь конкуренты только наращивают выпуск напитка.
Завод выступает учредителем семи дочерних организаций, из которых четыре действующие. Две откровенные общественные "пустышки": "Союз производителей коньяка" и "Союз производителей виски". Никого, по сути, не представляют и ничем не помогают, зато от их имени можно писать в разные инстанции - вроде как от отраслевиков.
А вот другие конторы интересней, потому что, например, в ООО "ТД "2А" (торговый дом) партнерами Мовшевича и Николаева является ПАО "Абрау - Дюрсо". Последнее - семейное предприятие Уполномоченного по правам предпринимателей в РФ Бориса Титова.
Такое соседство примечательно, ведь всего несколько лет назад на заводе "Альянс" прошли масштабные обыски силовиков. В феврале 2018 года туда сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции – элиты российской полиции, специализирующейся на распутывании самых сложных финансовых схем преступного мира.
Но интересно другое - как пришли, так и ушли. Ни в полиции, ни в самой компании не раскрыли причины интереса силовиков, в связи с чем высказывалось несколько версий.
Тогда писали, что обыски прошли в рамках некоего уголовного дела по статье 159 УК РФ - мошенничество. Но ни Мошвшевичу, ни Николаеву, ни их топам не было предъявлено никаких обвинений, а суть дела и вовсе осталась тайной.
Основной профиль бизнеса "Альянса" - ввоз коньячных спиртов и производство напитка на их базе. Поэтому появилось предположение, что обыски могли быть связаны с возможными налоговыми и таможенными нарушениями. Как раз тогда проходили обыски у бывшего главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова.
Тогда же говорили, что "решить вопрос" с полицией мог помочь как раз бизнес-омбудсмен Борис Титов. Ему только проблем с партнерами и "не хватало" для того, чтобы окончательно погубить репутацию защитника бизнеса.
Тем более, что "Альянс-1982" уже был участником налогового скандала: В 2016 году компания проиграла процесс в Московском арбитражном суде, где требовала признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оказалось, структура использовала для импорта спиртов из Франции цепочку офшорных посредников, связанных с Николаевым и Мовшевичем. География серьезная - если сам завод записан на люксембургский офшор, то в той схеме участвовали структуры "Пуатье" (Кипр) и "Бауссон" (Сейшеллы). Не хватает только Виргинских Британских островов - впрочем, офшор с такой пропиской банально мог затеряться среди аффилированных Мовшевичу и Николаеву компаний.
Дельцы широкого профиля
Есть и другая версия. Алкобизнес - не единственный у Мовшевича и Николаева. Ранее они "игрались" в Девелопмент и лизинг. Им приписывали компанию ООО "Асап ТК", которая была владельцем крупнейшего в Москве таксопарка.
Новости по теме: Известный украинский айтишник разбил в Дубае суперкар Ferrari за 1,2 млн долларов
Компания, к которой собственники "Альянса" формально отношения не имеют, была ликвидирована в результате банкротного процесса в 2020 году с выручкой в 826 млн, прибылью в 84 млн и активами на десятки млн рублей. По итогам один офшор в собственниках был заменен на другой - "Авендэйл Ресорсиз Инк".
Зачем ликвидировать прибыльную структуру, и кому достались десятки и сотни млн рублей неизвестно. Скорее всего деньги давно не в России, а в УК есть статья о преднамеренном банкротстве.
У дела есть еще одно выражение - оказывается, компанию кредитовал "Внешэкономбанк" (нынешняя реинкарнация - "ВЭБ.РФ" под руководством Игоря Шувалова).
Вся история всплыла летом 2018 года, когда в полицию поступило заявление сотрудников ВЭБ.лизинга, корорые посчитали, что Вячеслав Соловьев и его зам Алексей Сичинава вместе с тремя другими сотрудниками компании могли иметь причастность к возможным махинациям с лизинговыми средствами на сотни млн рублей. В ходе расследования во внимание следователей попали и партнеры Соловьева и Сичинавы, которые могли выводить средства в офшорные структуры.
Как пишет "Версия", предысторией дела выступили следующие обстоятельства: в 2013-2014 годах дочерняя структура "Внешэкономбанка" подписала трехсторонние договоры с ООО "Дельта", ООО "Сигма" и ООО "Гамма".Сумма - почти 300 млн рублей.
Деньги предназначались для оплаты автомобилей, поставленных ООО "АСАП ТК" – крупнейшего в то время оператора таксомоторного парка Москвы. Участники сделки перечислили лизинговой компании 55 млн рублей, после чего платить перестали.
Вот, собственно, и вся история. Можно предложить, что ООО "АСАП" могло быть аффилировано трем вышеназванным структурам. Но в итоге ни Мошвевич, ни Николаев не были заподозрены в чем-то плохом.
Был у "братов-акробатов" куда Михаила Мовшевича и Александра Николаева более явный и скандальный проект - девелоперский. В 2015 году партнеры стали совладельцами комплекса апартаментов ApartVille на Дмитровском шоссе в Москве. Вместе с ними в проекте участвовала компания Glincom Алексея Осипова.
В итоге комплекс сдали с большими задержками, и не обошлось без целой серии скандалов. В сети множество негативных отзывов о проекте. Кто-то и прямо говорит, что люди из Глинком якобы похожи на мошенников, якобы никакого реального опыта возведения таких объектов у них не было. Почитать некоторые опусы можно на сайте "Мошенников.нет". Но утверждения эти надо бы проверить правоохранителям.
Вполне возможно, что в 2018 году, когда сложности с комплексом стали известны, именно по этой теме силовики наведывались в офис "Альянса-1892" в Москве.
В 2017 году суд хотел признать незаконным строительство и признать здание по адресу г. Москва, Дмитровское ш., д. 81, стр. 3 самовольной постройкой. Видимо, авантюры прошлого не принесли Мовшевичу и Николаеву ожидаемых дивидендов. Ушли слухи о связи, якобы бывшей между ними и экс-главой Росалкогольрегулирования (РАР) Игоря Чуяна, которого молва делала их покровителем.
Но самих Михаила Мовшевича и Александра Николаева эти беды обошли стороной - они всё также продолжали зарабатывать на фоне пьющего населения России. Но не всё коту Масленица, и работу за российских следователей и прокуроров взял на себя Европейский Союз и их заокеанские хозяева.
Так с чем связано снижение выпуска коньяка - с антироссийскими санкциями, или с управленческими талантами Мовшевича и Николаева, за которыми тянется недобрый скандальный шлейф? Пусть каждый решает сам.